Классификация масел по SAE

Классификация масел по SAE

Среди разнообразия масел, которые предложены на современном рынке, очень сложно определить, на чем остановить свой выбор. Ведь все масла отличаются не только по видам, но и по вязкости, по пакетам присадок. Кроме того, масла проходят различные сертификации как нефтеперерабатывающими компаниями, так и автозаводами. Чтобы четко понимать, какое масло необходимо для того или иного двигателя, рассмотрим, на какие параметры следует обратить внимание в первую очередь. Главных параметров всего два: параметр вязкости и эксплуатационный параметр.

Параметр, или класс вязкости, указанный на этикетке моторного масла, соответствует стандартам SAE J300. (SAE — это аббревиатура Общества Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers)). Классификация SAE J300 используется производителями двигателей для определения степеней вязкости моторных масел,  которые будут пригодны для использования в их двигателях. Кроме того, эти же стандарты используются и производителями масел при разработке новых составов, производстве и маркировке готовых продуктов.

Таким образом, можно сказать, что класс вязкости определяет, с какой вязкостью масла оптимальнее всего использовать в двигателе или либо-каком другом механизме. Индекс вязкости при этом зависит от режима работы механизма, его конструкции, температурного диапазона, в котором придется ему работать, а также от самой конструкции.

Эксплуатационный параметр поможет определить качество моторных масел. В процессе совершенствования разработок двигателей, совершенствовать приходится и смазочные материалы. Ведь развитие автомобилестроения призвано разработать технику, которая будет работать в более суровых и жестких условиях, соответственно и масла должны соответствовать данному уровню. Чтобы было легче определиться с выбором масла, все серии масел, предназначенных для дизельных и бензиновых двигателей и условий, в которых они эксплуатируются, разделили на несколько видов классификации. Каждый вид моторных масел был поделен на ряды и категории, которые были основаны на назначении масел и уровне их качества.

Самыми распространенными видами классификаций являются следующие:

  • API – Американский Институт Нефти (American Petroleum Institute);
  • ILSAC – Международный комитет стандартизации и апробации моторных масел (International Lubricant Standardization and Approval Committee);
  • ACEA – Ассоциация Производителей Автомобилей Европы (Association des Cunstructeurs Europeens d’Automobiles).

Классификация масел по SAE — классы вязкости моторных масел

На текущий момент общепринятой классификацией моторных масел считается классификация SAE J300. Она указывает классы вязкости.

Классы вязкости представляют из себя три линейки моторных масел: зимние, летние, всесезонные.

Зимние обозначаются буквой W (с англ. winter — зима). Как правило, моторные масла, входящие в эту линейку, обладают низким индексом вязкости, и предназначены для использования их при низких температурах окружающей среды, зимой:

  • SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

Моторные масла, которые имеют высокий индекс вязкости и не имеют буквенных обозначений, относятся к группе летних масел:

  • SAE 20, 30, 40, 50, 60.

Есть еще универсальные моторные масла, которые используются как летом, так и зимой. Называется эта линейка — всесезонные масла, или multitrade. Стоит отметить, что в классификации SAE верно разделять зимний и летний индекс вязкости знаком «тире» (например, SAE 5W-40), другие виды написания слитно или через «слэш» считаются недопустимыми для использования их с аббревиатурой SAE.

Индекс вязкости по классификации SAE определяется в близких к реальности условиям. При этом, летнее моторное масло хорошо выполняет свою смазывающую функцию при высоких температурах, поскольку при нагревании оно не доходит до консистенции воды благодаря высокой вязкости. Но при этом сильно загустевает при отрицательных температурах, делая невозможным запуск двигателя.

Зимнее моторное масло, наоборот, отлично проявляет себя в холодное время года, поскольку имеет небольшую вязкость, но теряет свои качества при высоких температурах в связи с разжижением.

Классификация масел по SAE

Подытожив, можем сделать вывод, что наибольшей популярностью пользуются всесезонные моторные масла, которые будут универсальны для разных условий использования.

Всесезонное моторное масло должно соответствовать нескольким требованиям:

  1. не превышать значения низкотемпературных характеристик динамической вязкости;
  2. удовлетворять требованиям по рабочей кинематической вязкости при 1000С.
Класс вязкости Динамическая вязкость, мПа/с, не выше, при температуре, 0С Кинематическая вязкость при 1000С, мм2 Вязкость HTHS при 1500С и скорости сдвига 106 с-1, мПа/с, не ниже
Проворачиваемость (CCS) Прокачиваемость (MRV) не ниже не выше
0W 6200 при -350С 60000 при -400С 3,8
5W 6600 при -300С 60000 при-350С 3,8
10W 7000 при -250С 60000 при-300С 4,1
15W 7000 при -200С 60000 при-250С 5,6
20W 9500 при -150С 60000 при -200С 5,6
25W 13000 при -100С 60000 при-150С 9,3
20 5,6 <9,3 2,6
30 9,3 <12,% 2,9
40 12,5 <16,3 2,9*
40 12,5 <16,3 3,7**
50 16,3 <21,9 3,7
60 21,9 <26,1 3,7

* — для классов вязкости 0W-40, 5W-40, 10W-40
** — для классов вязкости 15W-40, 20W-40, 25W-40, 40

Показатели низкотемпературных свойств

В вышеуказанной таблице в колонке динамической вязкости мы видим два параметра: проворачиваемость и прокачиваемость.

Проворачиваемость — это параметр динамической вязкости моторного масла при низкой температуре. Вычисляется проворачиваемость на механизме-имитаторе холодного пуска (CCS). С помощью него определяется, какой максимальной вязкости может быть масло для возможности запуска холодного двигателя. То есть, моторное масло указанной вязкости позволяет поворачивать коленчатый вал со скоростью, которая необходима для запуска двигателя.

Параметр прокачиваемости измеряют на миниротационном визкозиметре MRV. Этот параметр вычисляют с запасом на 50С в меньшую сторону, чтобы гарантировать, что не будет масляным насосом засасываться воздух. Для каждого класса моторных масел будет свое значение вязкости при допустимой температуре. Для линейки зимних масел их прокачиваемость не должна превышать 60000 мПа/с, что обеспечивает прокачивание по масляной системе.

Показатели высокотемпературной вязкости

Классификация масел по SAEПоказатель высокотемпературной вязкости определяется кинематической вязкостью при температуре 1000С. Это значит, что этот показатель должен находиться в рамках определенного диапазона. Если вязкость моторного масла окажется ниже, износ деталей двигателя случится раньше времени. Разжиженное масло не будет выполнять свои смазывающие функции и повреждение трущихся деталей станет неизбежным. И, напротив, если вязкость масла будет выше необходимого, двигателю грозит масляное голодание, что также раньше времени приведет к износу трущихся деталей мотора.

Динамическая вязкость HTHS  (High Temperature High Shear) — благодаря данному исследованию, измеряется стабильность вязкостных характеристик моторного масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре. Является одним из критериев определения энергосберегающих свойств моторного масла.

Типичные рекомендации производителей техники для разных температур

Классификация масел по SAE

Прежде чем осуществить выбор моторного масла, нужно в первую очередь изучить рекомендации по эксплуатации от производителя. Это важно, потому что рекомендации строятся на конструктивных особенностях мотора. К ним относятся степень нагрузок на моторное масло, гидродинамическое сопротивление масляной системы, производительность масляного насоса. В том числе, в рекомендациях производителя учитываются особенности использования масел для конкретных регионов, а правильно выбранное моторное масло — это залог стабильной и долгосрочной работы двигателя.

SAE — классы вязкости трансмиссионных масел

Класс вязкости Макс. темп. при которой вязкость не превышает 150000 сП, 0С Кинематическая вязкость при 1000С, сСТ
минимальная максимальная
70W -55 4,1
75W -40 4,1
80W -26 7,0
85W -12 11,0
90 13,5 24,0
140 24,0 41,0
250 41,0