Расход масла

Все, что нужно знать о причинах расхода масла и способах его устранения

Расход масла в двигателе является маркером его технической исправности. Именно с этого вопроса начинается диалог при покупке подержанного автомобиля. Однако, количество расхода масла не обязательно является точным отражением поломок двигателя автомобиля, точно так же, как и среднестатистический расход масла не гарантирует исправность мотора.

Если используемый вами автомобиль начал расходовать больше масла, чем обычноэто не значит, что вам светит капитальный ремонт двигателя а то и продажа автомобиля. Попробуем разобраться, при каких обстоятельствах может увеличиться расход потребления масла и как с этим бороться.

Что значит большой расход масла?

Расход маслаКак понять много или мало масла потребляет двигатель вашего автомобиля? Например, 1 л на 1000 кмэто сколько?

Односложно ответить на этот вопрос не получится. Ведь двигатели бывают разного объема и мощности. Допустим, для двигателей V6  или V8 такой расход будет в рамках нормы, а вот для автомобилей с небольшими двигателями эта величина расхода масла будет гигантской.

А бывает ли случаи, когда расход масла равен нулю? Однозначнонет. Даже в новых двигателях масло имеет свойство расходоваться. Как известно, масло образует своеобразную защитную пленку на полостях и деталях двигателя, предохраняя его тем самым от трения на сухую. А эта пленка, собственно, угорает вместе с топливной смесью.

Назревает только вопрос, какое количество угара масла будет нормой для вашего автомобиля, а когда стоит бить тревогу. В этой статье мы с вами рассмотрим, какие бывают причины повышения расхода масла и что нужно делать в каждом конкретном случае.

Если вы владелец автомобиля «в возрасте«, и он начал немногим больше «кушать» масла, это не значит, что необходим капитальный ремонт его двигателя. Во множестве случаев можно ограничиться банальным доливом масла, и это будет выгоднее, чем сам капремонт мотора.

Но все же, вначале нужно установить причину уменьшения количества маслаэто может быть как повышенное угорание масла или всего лишь его течь.

Протечка масла двигателя

На первый взгляд, причина протечки масла очевидна. В этом случае необходимо заменить прокладки, уплотнители, трубки, сальники и прочие расходные материалы. Рассмотрим, какие виды протечки масла могут у вас возникнуть, как это диагностировать и, соответственно, чем это «вылечить«.

Течь клапанной крышки

Эту протечку установить довольно легко, подтеки масла будут располагаться в верхней части поверхности двигателя, расползаясь по его бокам. Естественно, что таким образом много масла не убежит, но восстановить герметичность системы все же необходимо.

Течь головки блока цилиндров

Течь маслаВнешние симптомы течи головки блока цилиндров повторяют собой признаки течи клапанной крышкиподтеки будут находиться сверху двигателя. Но возможны и невидимые на первый взгляд «звоночки» течи масла. Например, если прокладка пробилась между рабочими цилиндрами блока и отверстием охлаждающей системы, то в этой ситуации первым признаком течи масла будет мутность охлаждающей жидкости, вплоть до изменения ее цвета. В свою очередь, через это повреждение прокладки, антифриз может попадать в масло двигателя, в результате чего оно начнет пениться. Первым признаком попадания охлаждающей жидкости в двигательналичие пены в районе горловины и крышки места залива масла.

Стоит напомнить, что у Vобразных двигателей таких прокладок две, впрочем как и головок блока цилиндров.

Кроме того, такой вид течи масла требует срочного ремонта, поскольку вспененное масло может двигателю «приказать долго жить».

Сальники коленвала и распределительного вала

Этот вид протечки масла не во всех случаях можно установить, просто подняв крышку капота. В большинстве видов двигателей разводы масла будут располагаться на нижней зоне двигателя автомобиля. Также, симптомом течи сальников могут быть пятна на дне защиты картера. Такая течь масла также считается опасной для работоспособности двигателя автомобиля и требует срочного ремонта.

Прокладка поддона картера

Ответ о диагностике данного вида протечки масла лежит на поверхностидостаточно снять защиту картера и посмотреть на ее поверхность. Поэтому при замене масла стоит обращать внимание и на внешний вид этой детали.

Задний сальник коленвала

Этот вид протечки масла тоже не получится диагностировать при беглом осмотре. Первым признаком течи заднего сальника коленвала будут пятна на нижней части двигателя со стороны коробки передач. Увидеть это можно только на подъемнике.

Устранить эту причину протечки масла двигателя можно только при снятии КПП.

Прокладка под масляным фильтром

Довольно распространенный случай течи масла в связи с покупкой некачественных фильтров. «Лечится» заменой фильтров и прокладок.

Угар масла

Угар маслаЕсли из выхлопной трубы вашего автомобиля клубится сизый дымэто один из первых признаков угара масла. Если вы уверенны, что бензин был залит качественный, а за вами тянется шлейфзначит дело именно в угорании масла. Окончательно в этом диагнозе можно убедиться, проверив саму выхлопную трубу. Если по ее кромке находится маслянистая сажа, значит подозрения только подтверждаются.

Если дым не сизый, а черный, значит нужно искать причину поломки в системе впрыска.

Но прежде чем бить панику и бежать вскрывать двигатель автомобиля, необходимо понимать, какая норма угара именно у вашего автомобиля и при каких условиях эксплуатации возникли подозрения об излишнем расходе масла.

Напомним, что угар характерен для работы либокаких двигателей, как новых, так и бывших в употреблении. Ведь масляная защитная пленка «работает» в тех местах, где воспламеняется топливо, тем самым выжигая и ее.

Нормой также считается увеличение расхода масла при увеличении нагрузки на работу двигателя автомобиля. Очевидно, что когда автомобиль работает на высоких оборотах, температура его двигателя и, соответственно, масла гораздо повышается. Вязкость масла при этом уменьшается и конечно же в цилиндрах масла остается в этом случае больше. А значит, и выгорает его больше, что влечет за собой понятие большего угара масла.

С нормами расхода масла двигателем мы разобрались, теперь рассмотрим, в каких же случаях бывает угар масла, не втискивающийся в рамки допустимых лимитов.

Причины угара масла и способы борьбы

Несоответствие залитого масла параметрам двигателя

Прежде чем заливать масло в двигатель, необходимо ознакомиться с рекомендациями производителя автомобиля. Помимо этого, нужно учитывать и сезон использования масла. О том, какое выбрать масло, мы рассказывали в статье Что выбрать: 15W40, 10W40 или 5W40?.

Логично, что если использовать масло несоответствующей вязкости, то его расход может увеличиваться: слишком вязкое масло будет образовывать более толстую защитную пленку, чем это необходимо, а слишком жидкое масло будет оставаться и выгорать в цилиндрах.

Избавиться от этой причины повышенного расхода масла довольно простодостаточно залить масло, рекомендуемое производителем автомобиля. Из его рекомендаций необходимо заменить масло вязкостью выше, чем залито у вас на текущий момент. Также неплохой результат на расход масла может оказать замена «синтетики» на «полусинтетику«, но снова же, только в пределах рекомендаций производителя.

Износ сальников ГБЦ

Цена вопросакопейки, а на расход масла можно неплохо повлиять. Причина износа сальников головки блока цилиндров может крыться при залитом масле несоответствующих параметров для данного вида  двигателя. В связи с этим, масло может разъедать материал, из которого сделаны сальники. Но повредиться они могут и от перепадов температур, которые сопутствуют работе двигателя.

В любом случае, при замене сальников вы можете ощутить заметную разницу в расходе масла двигателем.

Износ поршневых колец

Раскоксовка поршневых колецДостаточно серьезная проблема в работе двигателя. Заменить поршневые кольцата еще эпопея, которая связана с капитальным ремонтом двигателя.

Если автомобиль довольно долго простаивал, то можно попробовать избавиться от нагара на поршневых кольцах практическим путем. Для этого нужно проехать пару десятков километров на очень высоких оборотах двигателя (близких к красной зоне тахометра). В некоторых случаях это помогает. Если нетувы, нужен только капремонт.

Бывает, продаются еще жидкости для «раскоксовки» поршневых колец, ее добавляют в свечные отверстия. Но безопасность этой жидкости для будущей работы двигателя не гарантирована.

Износ внутренних деталей двигателя

В этом случае, увеличению расхода масла будут сопутствовать посторонние звуки в двигателе. Это может быть как повреждение поверхности цилиндров, так и других внутренних деталей двигателя.

Причины могут быть разными: начиная от неправильно подобранного масла, заканчивая попаданием грязи в двигатель.

Чтобы этого избежать, необходимо своевременно менять масло и фильтры, не использовать присадки, которые не рекомендованы производителями как масла, так и автомобиля. Если вы «грешите» на возраст автомобиля, то в этом случае расход масла будет расти медленно и постепенно.

Какую первую помощь можно оказать в этом случае? Наиболее бюджетным способом можно назвать замену масла на масло большей вязкости (в пределах допустимых параметров автопроизводителей). Если между заменами масла теряется литрдва масла, то временно продлить жизнь двигателя можно просто доливая масло в процессе эксплуатации. Если расход масла еще выше, то увынужен капитальный ремонт двигателя, а то и продажа автомобиля.

Поломка компрессора

Причиной неисправности компрессора может быть в высоком давлении картерных газов. Эта «болезнь» характерна для двигателей «в возрасте«. Изза повышенного давления, масло попадает в цилиндры прямо через впрыск топлива.

Лечится это заменой компрессора или его починкой.

Можно ли масло не менять, а доливать?

Многим автовладельцам кажется, что если у двигателя высокий расход масла, то его можно не менять, а доливать, поскольку через двигатель автомобиля проходит столько же масла, столько и при регулярной замене.

Но на самом деле это ошибочное мнение. Известно, что в процессе работы двигателя, на его внутренних поверхностях образовывается нагар. Задача масла — «отмывать» элементы нагара с деталей и удерживать их в себе. Естественно, что эта «грязь» никуда не выходит из двигателя, ни через прокладки, ни через другие детали. Со временем этот концентрат сажи и грязи будет только расти, приближая тем самым смерть двигателя.

Магазин БОЧКА МАСЛА - BARRELOIL.RUОригинальная продукция от реальных лидеров мирового рынка — моторных масел Mobil, Shell, Zic.
Бесплатная доставка крупными перевозчиками по России.
Красивые цены. Оптовый трейдинг.